«Прежде Толмачевский храм блистал наружным великолепием,
а при вас он будет сиять духовною красотою».
Управляющий Московской епархией епископ Иоасаф
Дорогие братья и сестры!
Сегодня, 19 июля, исполняется сто лет с начала служения в нашем храме протоиерея Илии Четверухина, известного богослова, проповедника и духовного наставника, причисленного в марте 2002 года к лику святых Русской Православной Церкви.
Опираясь на книгу Ольги Четверухиной «Слава Богу за все», в которой собраны воспоминания об о. Илии его родных и близких людей, увидим, как это было.
«Когда стало известно о кончине настоятеля храма Святителя Николая в Толмачах, Отец Илия мог только мечтать о том, чтобы служить на месте молитвенных подвигов прежних настоятелей храма.
Но чем особенно дороги были Толмачи для отца Илии, так это тем, что здесь двадцать восемь лет прослужил в сане диакона Феодор Соловьев, ставший впоследствии зосимовским старцем Алексием, духовным наставником о. Илии. Отец Алексий с радостью благословил подать соответствующее прошение.
В те времена настоятель храма избирался приходским советом. На должность настоятеля Никольского храма претендовало несколько кандидатов, каждый из которых должен был отслужить литургию и сказать проповедь. Отец Илия служил последним из кандидатов, и в тот же день состоялись выборы.
Служил он воодушевленно, молитвенно, а слово его было интересно потому, что он взял тему из проповеди епископа Виссариона к толмачевской пастве. В ней он упоминает многих из своих прихожан и дает им прекрасные характеристики. Так как некоторые из стоящих в это утро в храме были прямыми потомками лиц, о которых упоминал батюшка, то, конечно, речь его пришлась им по сердцу, и они увидали в нем родного человека, как будто они его знали раньше.
На другой день председатель приходского совета сообщил батюшке по телефону, что он единогласно избран в настоятели Толмачевского храма.
Если смотреть на все происходящее с житейской точки зрения, то отец Илия менял свое более или менее стабильное существование, хорошую теплую квартиру, любовь и привязанность паствы на худшие материальные и бытовые условия и, что греха таить, на нечто неопределенное. Такому решению батюшки удивлялись все родственники. Однако он ни разу не поколебался в своем решении.
Став настоятелем, отец Илия нашел храм в бедственном положении. Диакон и псаломщик вскоре уволились, не было ни вина, ии деревянного масла... Первую зиму храм внутри искрился от инея. Богомольцы почти не приходили. Но всегда оказывались нужные горсточка муки и на донышке масло, и служба не прекращалась.
Отец Илия решил служить каждый день, надеясь, с помощью Божией, восстановить старые толмачевские традиции. Службы шли очень благоговейно, торжественно, спокойно, строго. Батюшка прилагал много усилий, чтобы каждое слово, произнесенное в алтаре или на клиросе, дошло до всех молящихся.
Когда в Толмачах заканчивалась вечерняя служба, гасли паникадило, свечи и лампады, и храм заполнялся чуткой темнотой, духовенство и все оставшиеся богомольцы, стоя или опустившись на колени, глядели на сердобольный лик иконы Богородицы, озаренный теплым светом лампады, и вполголоса пели: „Под Твою милость прибегаем. Богородице Дево! Молений наших не призри в скорби, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!“ И эти слова вмешали все, что накопилось в сердце каждого...
То, о чем мечтал отец Илия как об идеале — благоговейная атмосфера в храме, соблюдение полной уставности богослужений, — по возможности, осуществлялось в Толмачах. Был между прихожанами дух дружелюбия и задушевности. Этим Толмачи и привлекали. А в соседних приходах, вкладывая в эти слова разные оттенки, говорили: «Толмачевская академия!»
Те, кто не успел еще приобрести эту удивительно теплую и правдивую книгу, могут еще найти ее у нас в храме. А пока прочтите статью об о. Илии на этом сайте. Может быть, пример о. Илии и его духовных чад разбудит что-то и в наших душах, приближая хотя бы на шаг к той «толмачевской академии» или «духовным Толмачам», как называл впоследствии о. Илия свою паству.
Поделиться: |