Шесть лет светила отечественной реставрации спасали икону Боголюбовской Божьей Матери.
За восемь с лишним веков она претерпела немало испытаний. Наиболее трагичным был для нее 1722 год, когда настоятель храма Рождества Богородицы решил растесать окна. Храм обрушился, и икона длительное время находилась под каменными завалами.
Реставраторам того времени пришлось заново сплачивать разошедшиеся доски, вклеивать фрагменты нового дерева в разломы и расщепы основы, подклеивать к основе обширные фрагменты отслоившейся живописи с левкасом и поволокой, а в утратах подводить новый левкас и прописывать всю живопись.
Негативную роль в судьбе Боголюбовского образа сыграла и известность. В 1771 году после перенесения иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась эпидемия чумы. И в 1772 году по случаю чудесного исцеления от чумного поветрия был установлен крестный ход с иконою по городу Владимиру и окрестным селам со службами в храмах и домах горожан и селян. Именно такое почитание, по оценке специалистов, и привело к тому, что к началу ХХ века живопись оказалась в плачевном состоянии.
«…Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя, после первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли
Такой икону увидели в 1918 году члены комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством
Нынешней реставрации предшествовало событие, которое во Всесоюзном художественном
В ходе проверки состояния иконы «Богоматерь Боголюбовская» специалист
Очередная серьезная проблема с ее сохранностью возникла после передачи иконы по просьбе церкви в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире.
Среди главных причин обострения «болезни» святыни специалисты назвали замену в храме полов из керамической плитки полированным цветным гранитом. В результате этого был нарушен воздухообмен.
Решение реставраторов было однозначным — вернуть икону из действующего храма в фонды
А в феврале 2010 года 9 столичных специалистов в области реставрации иконописи окончательно определились с судьбой святыни — «Богоматерь Боголюбовская» останется во Владимире. А приезжать сюда и работать вахтовым методом будут московские реставраторы.
Реставрация продолжилась шесть лет. Ее назвали революционной, а труд
На этот раз реставраторы применили фантастическую методику исследований. Один из них —
— Важно было понять, что делать, — рассказала заведующая отделом по
Также проводили комплексную томографию в военном госпитале Владимира.
— С ее помощью мы выявили очень сильное отставание красочного слоя, — продолжает Елена Проханова. — Увидели, что она буквально нашпигована гвоздями, и определили дальнейший порядок укрепления живописи и обработки от плесени. Сделали 68 профессиональных заклеек аварийных участков.
На основании таких исследований была разработана методика. А претворять уникальный метод на практике было поручено
Коллеги считают, что реставрация «Боголюбовской Божьей Матери» потребовала от Александра Анатольевича самопожертвования. Далеко не каждый согласится вести такой образ жизни: бесконечные командировки в чужой город, скрупулезная многодневная работа в мастерской с микроскопом при температуре 18 градусов. И при этом — огромный груз психологической и профессиональной ответственности.
— Эта работа — важнейший этап моей жизни, — считает сам мастер. -Конечно, я испытывал огромное волнение и колоссальную ответственность. Был риск потерять эту жемчужину.
Мало кто верил, что памятник удастся возвратить к жизни. Думали, что первоначальная живопись погибла. Но после того, как было проведено десять микрораскрытий по удалению загрязнений, стали обнаруживаться участки, сохранившие авторскую работу. Постановили раскрыть живопись на лике Богоматери. На нем целиком перекрытый поздними наслоениями прочитывался авторский слой в хорошей сохранности. Так реставраторам открылась подлинная живопись ХII века.
Возможности лицезреть возрожденную национальную реликвию в подлиннике не было даже на выставке в Центре Грабаря, посвященной
— Реставрацию правильно сравнивают с лечением тяжелобольного человека, — поясняет заместитель генерального директора по научной работе
Национальная реликвия, святыня, уникальный памятник мирового значения, подобных которому в мире осталось не больше десятка, древнейший памятник иконописи на территории
Ее создание связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Написанная около 1158 года по велению князя Андрея, она считается первой иконой, написанной на Русской земле.
Источник: RG.RU
Поделиться: |