Настоятели храма

О первых настоятелях храма Святителя Николая в Толмачах сохранились только отрывочные сведения. Так, что более-менее достоверная история о служивших на этом приходе священниках начинается с середины XVIII века и связана с именем отца Василия Павлова. Известно, что при нем произошла серьёзная перестройка церкви и был устроен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

После отца Василия с 22 сентября 1770 года настоятелем храма стал муж его внучки отец Иоанн Васильев. До поступления в Толмачёвский храм этот священник преподавал аналогию в Славяно-греко-латинской Академии, а впоследствии и катехизис в Чудовом монастыре. Отец Иоанн работал также с заключенными и был «увещателем колодников». При нем в 1782 году заменили деревянную крышу храма на железную. Известно, что служил отец Иоанн Васильев в храм святителя Николая до 1791 года.

С мая 1791 до 1812 года настоятелем в храме был отец Иоанн Андреев. При нем в 1792 году была перестроена уже обветшавшая богадельня. Во время пожара 1812 года, поглотившего всю Москву, храм уцелел, хотя тогда пламя уничтожило почти все дома Толмачёвской слободы. Ценная церковная утварь и священные сосуды, так же уцелели благодаря тому, что заранее были надежно спрятаны в подвалах церкви отцом Иоанном.

В 1813 году совершать службы в Никольском храме стал Николай Яковлев. Вскоре, после его прихода, были освящены Никольский и Покровский приделы. Однако количество прихожан исчислялось всего девятью дворами, так что храм был приписан к церкви святителя Григория Неокессарийского на Полянке.

В 1816 году настоятелем Николо-Толмачевского храма стал Илья Иванович Смирнов. Он также был образованным священником, окончил в 1807 году Московскую Славяно-греко-латинскую академию и был произведен в дьяконы при Московской Георгиевской на Всполье церкви. Уже в 1816 году его произвели в священники, и перевели в Николо-Толмачёвский храм. В феврале 1817 года в храме случилось чудесное происшествие: после утренней службы отец Илья и прихожане обнаружили около иконостаса в Покровском приделе сверток. Когда его развернули, то нашли в нем деревянный ковчег с частицами святых мощей многих великих угодников Божиих, а также частицами Ризы Господней и Ризы Богоматери. В 1819 году отца Илью как высокообразованного священника назначили проповедовать Евангелие в церкви Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Скончался отец Илья в 1828 году.

После него настоятелем храма был назначен Николай Яковлевич Розанов (1791-1855). Он окончил Перервинскую духовную семинарию в 1818 году и был назначен дьяконом в храм Ильи Обыденного, а уже в 1828 году произведен в сан священника и назначен настоятелем Николо-Толмачевской церкви. В бытность его настоятелем храма, было решено капитально перестроить весьма обветшавшую церковь, построить заново трапезную с двумя приделами и новую колокольню, а также реконструировать и украсить сохранившуюся главную часть храма в честь Сошествия Святого Духа. В конце 1834 году оба придела были освящены, и в них начались службы. В 1836 году соорудили и ограду храма. Отец Николай Розанов, положивший много сил на это строительство, скончался в 1855 году, не дожив до завершения реконструкции храма, которая в общей сложности заняла 20 лет.

После кончины отца Николая Розанова место настоятеля занял Василий Петрович Нечаев (впоследствии Епископ Костромской и Галичский Виссарион). Родился Василий Петрович Нечаев 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Учился Василий Нечаев блестяще, и в 1848 году окончил Московскую Духовную академию в числе лучших студентов. Под руководством известного профессора Александра Васильевича Горского, написал диссертацию, посвященную святителю Димитрию митрополиту Ростовскому. Эту работу академическая конференция признала нужным доработать и издать отдельной книгой на казенный счет. Что и произошло летом 1849 года. В 1850 году последовало утверждение его в степени магистра и звании профессора, а в конце 1852 года Василий Петрович Нечаев получил профессорское место в Московской духовной семинарии. Как отмечали близко знавшие молодого профессора начальники и коллеги, Василий Петрович был совершенно чужд светскости и всей душой стремился к принятию священного сана. Желание его исполнилось, и 8 декабря 1853 года в семинарской церкви он был рукоположен в сан священника, одновременно продолжая преподавать в Московской духовной семинарии. В 1855 году святитель Филарет назначил его настоятелем храма святителя Николая «что в Толмачах», где отец Василий и прослужил 34 года. С этого времени священник Василий Нечаев окончательно оставил педагогическую деятельность и всецело посвятил себя пастырскому служению. При совершении богослужения им поддерживалось то благоговение, и та неспешность, при которых только и возможно создать в храме благотворную атмосферу, ведущую к искренней молитве всех присутствующих. Кроме того, он был большим знатоком церковного устава и любил истовую, торжественную службу, стремясь при этом, чтобы каждое слово молитв и песнопений доходило до всех молящихся. От всех священнослужителей он требовал громкого, четкого и выразительного чтения и пения. В то же время отец Василий проявлял себя как выдающийся проповедник, причем его миссионерская деятельность велась не только в храме, но и на улицах. Как настоящий пастырь, который должен неотлучно находиться при своем стаде, отец Василий ежедневно не спеша обходил свой приход, чутко вникая в жизнь и дела прихожан. Кроме того Василий Петрович 24 года (с 1966 по 1889) являлся главным редактором и издателем журнала «Душеполезное чтение», где обычно публиковались труды по изучению Священного Писания, творений святых отцов и православного Богослужения, также не обходилось ни одного номера и без статьи отца Василия. Статьи вероучительного и нравоучительного содержания. За 46 лет, с 1860 года и до самой его смерти, не вышло ни одного номера журнала, в котором бы не было хотя бы одной его статьи. Также отец Василий был неизменным участником Общества Любителей Духовного Просвещения, часто выступая оратором на его открытых заседаниях. Многие из этих бесед печатались впоследствии в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». В 1884 году Василий Петрович был избран Почетным членом Императорской Московской Духовной академии. В 1887 году скончалась супруга отца Василия, Варвара Никифоровна. Овдовевший протоиерей принял постриг в монашество с именем Виссарион, и был возведен в сан архимандрита. 30 июля 1889 года в возрасте 67 лет он был рукоположен в сан епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. 14 июля 1891 года епископ Виссарион стал епископом Костромским и Галичским. Здесь в Костроме он и провел последние тринадцать с половиной лет жизни. В 1893 году за большие заслуги он был награжден панагией с драгоценными камнями. А в 1894 году Святейший Синод Православной Российской Церкви утвердил его в степени доктора богословия. 15 мая 1905 года Владыка совершил богослужение в Костромском Ипатьевском монастыре и заложил камень в основание фундамента здания женского епархиального училища – своего последнего начинания, а 30 мая 1905 года епископ Виссарион мирно скончался. Погребен он был в приделе преподобного Сергия Богоявленского кафедрального собора города Костромы.

После ухода Василия Петровича Нечаева в 1889 году настоятелем Толмачевского храма стал муж его дочери Ольги Васильевны – Дмитрий Федорович Касицын. Будущий настоятель родился в семье дьякона села Казанова, Рузского уезда, Московской губернии. Учился он сначала в Духовном училище при Саввино-Сторожевском монастыре, затем в Вифанской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии. В 1864 году Дмитрия Федоровича назначили преподавателем патристики и греческого языка, а затем – логики, психологии и латинского языка в Вифанскую Духовную Семинарию. В 1867 году его возвели в степень магистра богословия и перевели на должность бакалавра Московской Духовной Академии по кафедре истории западной церкви. В 1873 он был утвержден в звании экстраординарного (не штатного) профессора. В июне 1875 года Дмитрий Федорович, как многообещающий ученый-богослов, был командирован на пятнадцать месяцев за границу для изучения религий западных государств. После этой поездки он стал вести в Академии курс истории и изучения западных вероисповеданий. 20 августа 1889 года Дмитрий Федорович был рукоположен в сан священника Московской Николаевской церкви, что в Толмачах. Одновременно к нему перешли обязанности по изданию журнала «Душеполезное чтение». Еще два последующих года он продолжал преподавать в Академии. А затем посвятил себя исключительно церковному богослужению. В 1890 году отца Дмитрия наградили камилавкой и избрали членом Московского городского училищного совета, а в 1892 – действительным членом Общества Любителей Духовного Просвещения. В том же году его наградили золотым наперсным крестом. Затем отец Дмитрий был возведен в сан протоиерея и утвержден в звании заслуженного профессора Московской Духовной Академии. В 1897 году ему было разрешено носить золотой крест с украшениями. Среди других его наград: ордена Станислава 2 и 3-ей степени и Анны 2 и 3-ей степени и орден Св. Владимира 4-й степени, также он неоднократно получал благословение от Святейшего Синода. Отец Дмитрий был благочестивым человеком. Во многом, и в первую очередь в благоговейном отношении к служению в храме, он был похож на прежнего настоятеля и достойно продолжал его деятельность. Про него старец Алексий позже рассказывал, «что в алтаре он никогда не позволял себе ни одного лишнего слова, а самые необходимые приказания отдавал только шепотом». Вообще, об отце Дмитрии говорили как о великом молитвеннике, внимательном, добросовестном, сердечном человеке. Кроме непосредственного служения в храме отец Дмитрий деятельно участвовал в создании церковно-приходской школы в Толмачевском приходе, открыл в храме библиотеку-читальню, куда пожертвовал много собственных книг. Именно отец Дмитрий отпевал П.М.Третьякова. Дмитрий Федорович Касицын был также известным богословом и духовным писателем. Главные его работы: «Расколы первых веков христианства. Монтанизм, новацианство, донатизм и влияние их на раскрытие учения о церкви» и «Сборник статей». Скончался Дмитрий Федорович Касицын 3 декабря 1902 года. Похоронен он был на Даниловском кладбище в Москве.

Преемником отца Дмитрия Касицына на посту настоятеля храма святителя Николая в Толмачах стал протоиерей Михаил Павлович Фивейский. Родился Михаил Павлович в Московской губернии в Кадниковском уезде с. Кацгородок в семье сельского священника. В 1880году после окончания Московской Духовной Академии Михаил Павлович был рукоположен в священный сан. С 1883 по 1888 годы он состоял секретарем Совета и Правления Московской Духовной Академии. В дальнейшем служил в нескольких московских храмах. Последним местом его служения стал Николо-Толмачевский храм. К отцу Михаилу перешла также и должность редактора журнала «Душеполезное чтение». Большую известность ему принесли переводы с английского языка трех обширных трудов о земной жизни Спасителя (Гейки, Эдершайма и Фаррара), а также книги Фаррара об апостоле Павле. В 1902 он представил в МДА магистерскую работу «Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12-14 глав 1-го послания святого апостола Павла к Коринфянам». В ней на основе огромного материала – древних источников и новой литературы исследовалась сущность и природа харизматических даров в первохристианской общине. В 1911 году Михаил Павлович издал свое толкование на Евангелие от Матфея – один из лучших русских комментариев в XX веке. Труды отца Михаила Фивейского отличают одновременно научность, богословская направленность и общедоступный характер изложения. На переводы Михаила Павловича, в частности, многократно ссылался в своих трудах отец Александр Мень. В конце 1917 года отец Михаил защитил свою магистерскую диссертацию. Активная богословская работа практически не оставляла у него времени на пастырское служение в храме, которое, видимо, и по складу ума не особенно привлекало его. Он все время отдавал науке, преподаванию, а церковные службы сократил до минимума. Приходская жизнь постепенно приходила в упадок. Многие прихожане перешли в другие храмы. После революции в стране настали тяжелые времена, для Церкви же – особенно. В 1918 году большинство состоятельных прихожан уехало за границу. К тому времени Михаил Павлович уже давно овдовел и жил уединенно с двумя незамужними дочерьми. Скончался отец Михаил весной 1919 года. Ко времени его кончины, храм почти совсем опустел.

В те, последние перед закрытием храма времена, настоятелей избирали прихожане храмов. Так, в июне 1919 года, выдержав конкурс, настоятелем храма святителя Николая в Толмачах стал Илья Николаевич Четверухин (ныне священномученик Илья). Илья Николаевич родился 14 января 1886 года в Москве в семье преподавателя русской словесности. После окончания гимназии его без экзаменов приняли в Московский Государственный Университет на историко-филологический факультет. В феврале 1905 он познакомился со своей будущей супругой Евгенией Леонидовной Грандмезон, которая ко времени встречи с Ильей Николаевичем была уже глубоко верующим человеком. Под ее влиянием будущий священник решает посвятить свою жизнь служению Господу. Летом 1907 года, оставив университет, Илья Николаевич сдал экстерном экзамены за весь курс Духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную академию. 6 февраля 1908 года он обвенчался с Евгенией Леонидовной. В 1911 году Илья Николаевич был рукоположен в сан священника. В этом же время он окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия, и со своим уже разросшимся семейством переехал в Сокольники, где стал настоятелем храма Живоначальной Троицы при Ермаковской богадельне. Там они прожили восемь лет. После 1917 храм был закрыт. Когда стало известно о кончине настоятеля храма Святителя Николая в Толмачах, где в течение двадцати восьми лет в сане диакона служил его духовный отец иеросхимонах Алексий Зосимовский, отец Илья загорелся желанием служить в этом храме. Так началось его десятилетнее, до самого закрытия храма в 1929 году, самоотверженное служение. Храм отец Илья нашел в совершенно бедственном положении. Бывшие благотворителями храма или умерли, или уехали, диакон и псаломщик уволились. Тем не менее, отец Илья решил каждый день совершать службы. Матушка Евгения стала постоянно читать и петь в храме, в который постепенно стало приходить и приезжать все больше людей. Появились помощники. Прихожане с радостью принимали участие в уборке и украшении храма, в пении и чтении. Проповеди отец Илья произносил не только за литургией, но и почти за каждой службой. В связи с декретом о всеобщей трудовой повинности отец Илья вынужден был устроиться на работу. С помощью И.Э.Грабаря он стал научным сотрудником в Третьяковской галерее, а Евгения Леонидовна стала работать делопроизводителем во Всеобуче. Оба они рано утром уходили в храм, затем – на работу, потом снова шли в храм и уже только после этого – домой. Весной 1924 отца Илью уволили из Третьяковской галереи, при этом записав и всю его семью в «лишенцы», лишив каких бы то ни было гражданских прав. Храм святителя Николая в Толмачах закрыли в июне 1929 года, при этом его не только опустошили внутри, но и сняли купола, разбили колокола, а потом разобрали и колокольню. Отец Илья после этого неделю пролежал с сердечным приступом, оправившись же, стал служить в храме святителя Григория Неокесарийского на Полянке. Во время своего последнего служения вечерни батюшка не говорил никакого поучения, только устроил чтение акафиста Страстям Христовым перед Распятием. В тот же день он был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. По окончании следствия в обвинительном заключении было сказано, что «привлеченный к следствию по обвинению в участии в контрреволюционной монархической группировке и в антисоветской агитации, Четверухин свое участие в монархической группировке отрицал». Тем не менее, особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Илью к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, куда он и был отправлен этапом 5 декабря 1930 года. Только через два года, в конце мая 1932 матушке Евгении удалось приехать в лагерь к отцу Илье. Во время этой встрече он ей сказал: «Ты в своих письмах часто занимаешься совершенно бесполезным занятием: считаешь дни, сколько прошло со дня нашей разлуки и сколько еще осталось до дня моего возвращения домой. Я этого не жду. Я уверен, что в вечности мы будем с тобой вместе, а на земле нет. Мне, вероятно, дадут еще три года. Здесь я прохожу вторую духовную академию, без которой меня не пустили бы в Царство Небесное. Каждый день я жду смерти и готовлюсь к ней». Смерть отца Ильи наступила 18 декабря 1932 года. Погиб последний настоятель дореволюционных Толмачей при пожаре в лагерном клубе, останков его, не смотря на все усилия, так и не нашли. Заочное отпевание священника состоялось 12(25) февраля 1933. В 1990 году отец Илья был реабилитирован. А 12 марта 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить его в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память священномученика Ильи совершается в день его кончины 5(18) декабря.

 

О.С. Четверухина

 



Поделиться: