История храма Святителя Николая в Толмачах

За Москвой-рекойЗа Москвой-рекой

Иногда небольшие события становятся началом большой истории. Так, в Патриарших приходных книгах от 8 октября 1625 года сохранилась запись, что иерей Климент церкви Великого Чудотворца Николы, что за Москвой-рекой, заплатил годовой налог сполна. Именно так начинается история  «Лучшего места на земле», как называл старец Алексий Зосимовский Толмачевский храм. Вероятно, это упоминание было не о новопостроенном, а о существовавшем гораздо раньше храме, так как к нему (на этом месте) в то время примыкало большое старое кладбище.

Тогда это был деревянный храмик небольших размеров с трапезной – приделом в честь Предтечи Господня. Но недолог век у деревянного храма. За обычай стало на Руси обновлять в камне любимые святыни. Ни одна эпоха не знает такой обширной храмоздательской деятельности, как XVII век. За это время было построено и перестроено столько храмов, сколько не было возведено за всю предшествующую историю христианства на Руси. Только в окрестностях Толмачей за сорок с небольшим лет было выстроено более 15 храмов. Существовал обычай каждому ремесленному или приказному поселению строить свой храм. Бондарей в Кадашах окормлял свой храм – Воскресенский, стрельцов пыжевского приказа – Святителя Николая в Пыжах. Этот строительный бум не обошел стороной и Толмачи. В 1697 году купцы Лонгин и Кондратий Добрынины, сын и отец, возводят кирпичный Сошествинский храм с теплой однопридельной трапезной в честь Святителя и Чудотворца Николая. С этого года до 1770-го храм во всех источниках именуется Сошественским. И хотя престол в честь Иоанна Крестителя был упразднен, в четверике храма по сей день можно увидеть развернутую композицию на тему Крещения Господня, напоминающую о престольном празднике этого храма. Привилегированное положение в обществе и большое состояние Добрыниных позволяли купцам заниматься обширной благотворительностью. Всего лишь двумя годами  ранее ими был выстроен великолепный храм Воскресения в Кадашах, отстоящий чуть более ста метров от Никольского прихода. В 1770 году, по ходатайству прихожанки храма Екатерины Лазаревны Демидовой, устроен еще один придел. Он был задуман, чтобы прославить чтимый образ Богоматери «Утоли моя печали», хотя его освящение совершено в память Покрова Богоматери.

Икона Божией Матери "Утоли моя печали"Икона Божией Матери "Утоли моя печали"

Это связано с тем, что в те годы действовало консисторское распоряжение, запрещающее освящать престолы в честь икон Богоматери. Освященный Покровский придел и выглядел как придел. Внутри храма невысоким, но великолепным  иконостасом было отгорожено небольшое пространство для алтаря. Подобная асимметрия была общей  характерной чертой для зодчества XVII – XVIII веков. Эпоха просвещения обоготворила античную древность, привнесла рационализм, не свойственный душе русского человека. Не осталось в стороне и традиционное зодчество. В 1782 году дивное позакомарное завершение перекрыли более простой и удобной в техническом обслуживании четырехскатной металлической крышей. Так бывает всегда – безмолвные камни вещают о духе времени. Идеи этого времени  великих просветителей  не замедлили принести свои плоды. Великая Французская революция показала истинное лицо гуманизма в Европе. Нашествие двунадесяти языков в 1812 году принесло в Россию такой свет, от которого еще долго слепило глаза нашему соотечественнику. Одеждами со Св. Престола, покрывали лошадей, духовенство, раздетое и истерзанное, гоняли по зимним московским улицам, монастыри были превращены в дома терпимости. Беда не обошла и Толмачевский приход. На храмовой паперти был убит французами церковный староста. 

А. Адам "Наполеон в Москве. 1812 год."А. Адам "Наполеон в Москве. 1812 год."

Но несмотря на то, что окружавшие храм богадельня, дома причетников и прихожан истребил московский пожар, сам Никола чудом избежал огненного испытания. Все ценности храма и его ризница были предусмотрительно спрятаны настоятелем под каменным полом. Но все же храм был осквернен французами, а антиминс центрального алтаря бесследно исчез. Пять месяцев храм простоял без богослужения, и только 12 февраля 1813 года был освящен Никольский придел, а в июле – Покровский. К концу года в Толмачах было заселено девять домов. Почти одновременно были построены дом для причта и богадельня. Медленно обстраивались выгоревшие Толмачи, и потому епархиальными властями было решено приписать их к храму Святителя Григория Неокесарийского на Полянке. И только 5 февраля 1814 года, после рассмотрения прошения благочинным, храму была возвращена самостоятельность. Выяснилось, что придел Николая Чудотворца освящен и священнослужение производится. Дворов выстроенных – 12, жителей обоего пола – 286, а прочие дома готовятся к постройке, в отличие от Григорьевской церкви на Полянке, в которой также производится священнослужение, но при 20 дворах и 273 прихожанах. И хотя храм после вторжения французов уцелел, московский пожар и общая перепланировка улиц, видимо, сказались на его дальнейшей судьбе.  К 1832 году колокольня покосилась, а трапезная дала значительные трещины. По благословению святителя Филарета, митрополита Московского, на иждивение прихожан 11 июня 1833 года заложена, а 25 ноября 1834 года освящена новая трехъярусная колокольня и теплая трапезная с двумя симметричными приделами. Проект и наблюдение за работами были осуществлены Федором Михайловичем Шестаковым. На второй ярус колокольни отлит новый праздничный колокол весом 4472 килограмма. Остальные колокола оставлены прежними. Внутренняя отделка была выполнена из искусственного мрамора, но к 1845 году большая его часть была утрачена, и потому отделку заменили росписью, над которой работала артель живописцев под управлением Малахова. За приличие и благолепие  всех восстановительных работ отвечал настоятель храма Николай Иаковлевич Розанов. Известный своими духовными дарованиями, он в 1849 году был назначен духовником священнослужителей Замоскворецкого сорока. В эти годы происходят некоторые изменения в составе прихода.

Семья ТретьяковыхСемья Третьяковых

В 1851 году в Лаврушинский  переулок переезжает семья Третьяковых, а в начале 60-х усадьбу Демидовых  покупает графиня Мария Федоровна Сологуб, урожденная Самарина. Переехавшие сюда Третьяковы оказали большую поддержку обновляемому храму. На средства Третьякова, московского купца Максима Булочкина и братьев Медынцевых с 1854 по 1858 год перестраивается центральный алтарь. В это же время выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас (с прежними иконами), а бригадой Степанова расписан четверик и алтарь в честь Сошествия Духа Святаго. Композиция этих росписей сохранилась до наших дней.

Портрет Павла Михайловича Третьякова. (Иван Крамской)Портрет Павла Михайловича Третьякова. (Иван Крамской)

Павел Михайлович Третьяков, ставший прихожанином храма, не был старостой, как предполагают наши современники, но его авторитет выделял владельца галереи  из общины. В воспоминаниях о нем старец Алексий Зосимовский писал:  «Как дорожили сограждане Иова участием его в народных совещаниях (Иов. 29: 7–25 ), так и здесь. Прибытие Павла Михайловича в приходское собрание каждый считал имеющим большое значение». Его слова ждали и высоко ценили. Неукоснительно посещая праздничные богослужения, он очень огорчался, если кто-то из сотрудников его частной галереи отсутствовал на божественной литургии.

Дом ДемидовыхДом Демидовых

Интересна история обитателей усадьбы  Демидовых, которая также была очень тесно связана с Толмачевском приходом. В начале 60-х годов она переходит в руки Марии Федоровны Сологуб. Ее дом становится известным в Москве литературным салоном. В свое время в усадьбе бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. Но истинную славу ей принесло общество славянофилов. Переехавший в это же время в Москву родной брат Марии Федоровны, Юрий Федорович Самарин, проживает в основном в ее имении, в Толмачевском приходе. Он и его сподвижники много способствовали развитию христианской философии, основанной на глубокой укорененности в предании Церкви. Толмачи также были вовлечены в этот процесс возрождения человеческого духа. В 1860 году настоятель Толмачевского храма отец Василий Нечаев вместе со священниками Алексием Ключаревым (впоследствии архиепископ Харьковский Амвросий) и Василием Лебедевым основал журнал «Душеполезное чтение», а с 1866 года остался единоличным его редактором-издателем.

 Журнал "Душеполезное чтение"Журнал "Душеполезное чтение"

В этом занятии ему немало помогал диакон Федор Соловьев, в будущем прославленный старец схииеромонах Алексий Зосимовский. Рано овдовевший отец Федор все свои духовные силы направил на христианское просвещение. В 1870 году он издает книгу, посвященную своему родному приходу. В ней он рассказывает историю храма с первого о нем упоминания до последних десятилетий  XIXвека. Сам отец Василий, рано овдовев, принял монашество с именем Виссарион и в 1889 году был рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. В 1891 году он был переведен на Костромскую кафедру. Скончался владыка Виссарион в 1905 году.

Епископ Виссарион НечаевЕпископ Виссарион Нечаев

Схииеромонах Алексий Зосимовский (диакон Федор Соловьев)Схииеромонах Алексий Зосимовский (диакон Федор Соловьев)

В конце столетия усадьба Демидовых, с которой так тесно связана жизнь Толмачей, была выкуплена городской администрацией. С 1882 по 1917 году здесь находилась 6-я мужская московская гимназия. В ней учились артист Н.П. Хмелев, кинорежиссер В.И. Пудовкин, писатель И.С. Шмелев, педагог С.Т. Шацкий и известный апологет христианского образа жизни епископ Васильсурский Варнава (Беляев), в советские времена принявший на себя подвиг юродства.

Вид на храм в 1882г.Вид на храм в 1882г.

Новый XX век стал поистине переломным для судеб многих людей и храмов. 6 апреля 1922 года в храме было изъято 157 килограммов золотых и серебряных изделий. Церковь была закрыта в 1929 году. Об этом сохранился подлинный рассказ свидетеля разорения, сына последнего настоятеля храма Н.И. Четверухина:

Последний настоятель храма отец Илья (Четвертухин) 1929г.Последний настоятель храма отец Илья (Четвертухин) 1929г.

«Однажды, когда папа вернулся из храма от литургии, в дверь постучали. Вошедший сказал, что он просит папу открыть храм и достать опись имущества, так как пришла комиссия принимать храм. Папа перекрестился, послал меня за ключами, взял большие конторские книги, где были записаны иконы, облачения, утварь, книги и лампады, принадлежавшие храму, и пошел на паперть. На ступенях, ведущих к храму, стояли незнакомые люди, вошедшие вместе с нами в отпертые матушкой Любовью двери. Не все из них сняли кепки. Мы, войдя, перекрестились. Церковь еще хранила тепло утренней молитвы. Где-то горела непотушенная лампада, пахло ладаном, маслом, воском, и в солнечных лучах клубился голубоватый воздух. …Но люди у входа стряхнули с себя минутное оцепенение, зашевелились, заговорили, что-то сказал папа, отдал им книги, а сам отпер дверцы шкафов и ящиков, открыл вход в ризницу и врата алтаря и началось движение. Вошедшие разбрелись по всему помещению, глядя на иконы, паникадила, подсвечники, что-то считая и отмечая в книгах. Папа то посылал меня в дом отнести его собственные богослужебные книги, находившиеся в церкви, то принести из дома церковные иконы, которые постоянно подновлял папа. Царские врата, раскрытые настежь, превратились в обыкновенные двери, и за ними виделся опустевший престол, и к нему прикасались, что-то ставили на него и, облокотившись, писали чужие неблагоговейные люди. …Наконец формальности закончились, и папа, матушка Любовь и я стали лишними. На пороге я остановился. Пришлось сделать усилие, чтобы не перекреститься. Было очевидно, но в меня не вмещалось, что я все это вижу в последний, последний на земле раз. Что завтра ничего этого не будет... Пока еще стояло на своем месте Распятие, привычно глядели глаза святых на иконах, но вместо ладана уже тянуло откуда-то табаком, постукивал молоток, скрипело отдираемое дерево, и кто-то бесцеремонно окликал другого через все помещение, насвистывал и притоптывал».   («Воспоминание о закрытии храма»)  

Постановление о закрытии храмаПостановление о закрытии храмаХрам, переделанный под хранилищеХрам, переделанный под хранилище

Храм вплоть до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Внутри все переделали и разгородили на несколько этажей. Николаевская в Толмачах церковь ушла в небытие, а история этого милого места в Замоскворечье была написана новыми именами. В 1930-е годы в переулке появляется новое здание – писательский дом, выстроенный по проекту архитектора И.И. Николаева. Трудно даже перечислить всех его известных жильцов. Тут жили А. Барто, И. Бехер, И. Ильф, Е. Петров, Э. Казакевич, А. Макаренко, Н. Погодин, Б. Пастернак, М. Пришвин, К. Паустовский, К. Федин и многие, многие другие. Писательский дом – один из самых молодых в древнем переулке, а один из самых старых находится в его дворе – большие каменные палаты. Наиболее древняя их часть находится с юго-западной стороны – одноэтажные палаты, датируемые второй половиной XVII века, возможно, они принадлежали еще думному дьяку при царе Алексее Михайловиче, Семену Степановичу Титову. Сегодня обновленный храм окружает инженерный корпус Третьяковской галереи. В нем находятся системы кондиционирования, поддерживающие температуру и влажность не только в помещениях галереи, но также и в помещении храма. Усадьба Демидовых – теперь Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, дом священника занят магазином «Мебель для дома», приходской дом принадлежит коммерческим структурам, а дом просфорни, находящийся в непосредственной близости от храма, реконструирован одним из московских банков.  

 

Храм сегодняХрам сегодня

Материал подготовил иерей Алексей Лымарев



Поделиться: